Каталог статей Chytayka

Белый каталог бесплатных статей

Разместить статью

Forex [48]
SEO [55]
UcoZ [0]
Авто и мото [148]
Бизнес [168]
Бытовая техника [53]
Вокруг нас [26]
Дети и родители [51]
Духовность [11]
Закон и право [24]
Здоровье и медицина [120]
Интернет [92]
Карьера [3]
Компьютеры и оргтехника [85]
Красота и здоровье [28]
Kулинария [24]
Культура и искусство [33]
Маркетинг [12]
Мебель [18]
Металлы [3]
Мир глазами журналиста [10]
Мобильные телефоны [17]
На злобу дня [6]
Наука и образование [62]
Недвижимость [76]
Непознанное [8]
Нефтепродукты [1]
Оборудование [72]
Общество и политика [11]
Отдых [36]
Отношения [16]
Продукты питания [12]
Промышленность [23]
Работа [29]
Разное [35]
Религия [2]
Семья и домашний очаг [77]
Строительство и ремонт [266]
Товары и услуги [117]
Туризм и путешествия [51]
Текстиль [3]
Технологии [12]
Хобби и увлечения [38]
Украшения [2]
Уход за собой [27]
Финансы [88]
Физкультура и спорт [19]
Статья на тему «Культура и искусство»: Фёдор Солнцев (1801-1892) - создатель "археологической живописи".

Фёдор Солнцев (1801-1892) - создатель "археологической живописи".

М.Ю. Абрамова, Т.Л. Курочкина,
федеральное бюджетное учреждение
«Центральная научно-техническая библиотека
по строительству и архитектуре» (ФБУ «ЦНТБ СиА»).

Фёдор Солнцев (1801-1892) - создатель "археологической живописи".

К сожалению, ныне имя Федора Солнцева хорошо известно в основном специалистам, тогда как талант, огромное трудолюбие и поистине подвижническое служение Отечеству и своему делу заслуживают того, чтобы имя это не было забыто.
Федор Солнцев родился 14 апреля 1801 г. в Ярославской губернии в семье крестьян графа Мусина-Пушкина. Мусин - Пушкин, меценат, знаток истории и коллекционер древностей, сумел распознать в крестьянском мальчике незаурядные способности к изобразительному искусству. Граф дал «вольную» семье Солнцевых, и в 14 лет Федор был отправлен на обучение в Петербург, в Академию художеств. Младший брат Фёдора, Егор (1818—1865) впоследствии тоже стал известным художником.
По окончании академического курса в 1824 году, за картину «Крестьянское семейство», Федор Солнцев был награжден Малой золотой медалью, а в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» получил Большую золотую медаль.
Работы способного юноши заметил один из самых образованных и влиятельных людей России того времени, Президент Академии художеств, директор Императорской публичной библиотеки, историк и археолог Алексей Николаевич Оленин. До конца своих дней Оленин оставался наставником и покровителем художника.
Первым поручением Оленина молодому живописцу стала серия акварельных зарисовок с найденных близ старой Рязани старинных вещей, подробное описание которых Оленин приводит в своей книге «Рязанские русские древности, или известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань».
В 1829 г. Ф.Г. Солнцев выполнил рисунки рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни, серьги. Вот что вспоминает об этом сам художник: «Алексей Николаевич предложил мне нарисовать "рязанские древности". Я принялся за работу. Рисовать надо было в кабинете Алексея Николаевича. Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы - М.Н. Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: "Неужели это нарисовано!" Алексей Николаевич заметил: "Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать».
В 20-е годы XIX в. А.Н. Оленин, занимавший одновременно несколько
важных государственных постов, счел необходимым ввести ношение государственными служащими официальной формы. При подготовке к открытию Публичной Библиотеки (в 1814 г.) Оленин разработал форму одежды для служащих: по его рисункам и описанию были утверждены праздничный и повседневный мундиры. Почтенный возраст и занятость на государственной службе не позволяли А.Н. Оленину лично работать над всем тем, что он задумывал. Поэтому и к работам по созданию эскизов форменной одежды был привлечен Солнцев.
Затем Федор Григорьевич Солнцев принимает участие в Фанагорийской и Керченской археологических экспедициях, которые Оленин лично патронирует. «После того как я нарисовал “Рязанские древности”, А.Н. Оленин поручил мне рисовать “Керченские” и “Фанагорийские древности”. При этом Алексей Николаевич сказал, что когда я изготовлю несколько рисунков, то надобно будет попытаться издать их в Париже. Однако же намерение это не исполнилось. Попытались мы издать рисунки здесь, в Петербурге, но и тут ничего не вышло. В начале 1830 г. я окончил рисунки керченских и фанагорийских древностей. Некоторые вещи я рисовал на камне. Алексей Николаевич остался чрезвычайно доволен моими рисунками и представил их, вместе с некоторыми другими, императору Николаю Павловичу».
В конце 30-х годов Николай I взял Ф.Г. Солнцева под личное покровительство. Его Императорское Величество принял во внимание «отличные способности Солнцева к занятию в означенном роде живописи».
Не оставляет без внимания своего талантливого и трудолюбивого подопечного и А.Н. Оленин. Он по-прежнему привлекает художника к самым разнообразным работам. Благодаря советам А.Н. Оленина Федор Григорьевич Солнцев научился отличать подлинную старинную вещь от подделки, правильно датировать и систематизировать предметы старины, что в его работе было просто необходимо.
Художник много путешествовал по древним русским городам, занимаясь исследованием памятников старины, делая этнографические зарисовки. «С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков».

30-е годы XIX века становятся новым этапом в творчестве Ф.Г. Солнцева. Он работал в Москве, зарисовывая экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля, в кремлевских соборах, делал акварельные зарисовки улиц и архитектурных памятников Москвы. Работая в Оружейной палате Московского Кремля, художник не мог не обратить внимания на древние печатные книги, Изборник князя Святослава 1073 г., царские грамоты, Юрьевское Евангелие. Солнцев копировал заставки, заглавные буквы, образцы книжного письма разных эпох. Все это могло пригодиться художнику для выполнения задачи поставленной перед ним Алексеем Николаевичем Олениным - создания исторического атласа русских древностей.
Часть рисунков представляла собой иллюстрации работ выдающегося русского историка Ивана Михайловича Снегирева, которому градоначальник Москвы, князь Дмитрий Владимирович Голицын, поручил научное описание исторических памятников Первопрестольной. Этот совместный труд двух исследователей, историка и художника, стал своего рода учебником по русской истории, архитектуре, национальному костюму. (Замысел А.Н. Оленина начинал воплощаться в жизнь).
Созданное Федором Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I, который «высочайше повелеть соизволил, чтобы все, заслуживающее внимания и составляющее материал истории или предмет археологической любознательности ученых и художников, было срисовано со всею отчетливостью, описано и издано в свет». В годы своего царствования Николай I отдал ряд распоряжений, связанных изучением русской старины.
В 1832 г. в Киеве были обнаружены остатки Золотых ворот. Именно Федору Григорьевичу Солнцеву, члену «Комиссии по изыскиванию древностей», выпало счастье открытия знаменитых фресок и мозаик XI века в Киевском Софийском соборе, о существовании которых ранее не было известно. Сначала была обнаружена лишь малая часть росписей, однако опыт и интуиция подсказывали художнику, что древние фрески покрывают все внутреннее пространство храма. После того, как была снята побелка и смыты более поздние росписи, глазам исследователей предстали фрески, украшавшие стены киевского Софийского собора 700 лет назад. Реставрируя и расчищая от более поздних наслоений фрески и мозаики Софийского собора, Ф.Г. Солнцев скопировал их. В 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество.
Император Николай I издал распоряжение о том, чтобы издание новых рисунков Ф.Г. Солнцева явилось продолжением «Древностей Российского государства». Однако первый том «Древностей» - «Киевский Софийский собор» был издан лишь в 1871 году.
С 1844 по 1867 г. Солнцев преподает иконопись в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В 50-х гг. принимает участие в живописных работах по обновлению интерьера Свято-Троицкого собора и церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры. С 1858 по 1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний. Солнцев сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей. Журнал «Русская старина» в течение 30 лет выходил в оформлении художника.
Федор Григорьевич Солнцев прожил очень долгую жизнь - почти все XIX столетие. Судьба благоволила ему: рано замеченный талант, успешная учеба в Академии художеств, могущественные и мудрые покровители, признание при жизни: звание Академика живописи, многочисленные награды. «Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною. За исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком», – говорится в «Записке о службе и работах художника Федора Григорьевича Солнцева» от 1848 г. По заслугам и честь.
Честь и хвала замечательному художнику, который сумел сохранить для своих современников и для потомков бесценные сокровища русской истории и культуры.



Статья подготовлена по материалам, содержащимся в фондах
ФБУ «ЦНТБ СиА

Размещена 12.05.2014 | Просмотров: 1013 | Источник: http://chytayka.at.ua

Читайте также:

Как найти мужа за рубежом
Как, сэкономив 300 $, потерять бассейн?
Отдых как вид деятельности
Генераторы SDMO. Генератор на бензине или на дизеле, какой лучше?
Покупка торговых сигналов Форекс. Вред или благо?
Купить запчасти для иномарок стало просто и удобно
Резиновая краска – прогрессивный стройматериал
Редкие культуры
Обменять Western Union на Liberty Reserve
Готовность ребенка к школе