Каталог статей Chytayka

Белый каталог бесплатных статей

Разместить статью

Forex [48]
SEO [55]
UcoZ [0]
Авто и мото [148]
Бизнес [168]
Бытовая техника [53]
Вокруг нас [26]
Дети и родители [51]
Духовность [11]
Закон и право [24]
Здоровье и медицина [120]
Интернет [92]
Карьера [3]
Компьютеры и оргтехника [85]
Красота и здоровье [28]
Kулинария [24]
Культура и искусство [33]
Маркетинг [12]
Мебель [18]
Металлы [3]
Мир глазами журналиста [10]
Мобильные телефоны [17]
На злобу дня [6]
Наука и образование [62]
Недвижимость [76]
Непознанное [8]
Нефтепродукты [1]
Оборудование [72]
Общество и политика [11]
Отдых [36]
Отношения [16]
Продукты питания [12]
Промышленность [23]
Работа [29]
Разное [35]
Религия [2]
Семья и домашний очаг [77]
Строительство и ремонт [266]
Товары и услуги [117]
Туризм и путешествия [51]
Текстиль [3]
Технологии [12]
Хобби и увлечения [38]
Украшения [2]
Уход за собой [27]
Финансы [88]
Физкультура и спорт [19]
Статья на тему «Культура и искусство»: Архитектор Осип Иванович Бове (1784 – 1834).

Архитектор Осип Иванович Бове (1784 – 1834).

После битвы при Бородино русская армия под командованием М.И.Кутузова оставила Москву. Вошедших в город завоевателей ждал неожиданный прием: город был охвачен пожаром. Горело всё: жилые дома, усадьбы, церкви, провиантские склады.
Через неделю покорители Европы вынуждены были покинуть Москву. И москвичи стали возвращаться домой, «к родному пепелищу». Возвращались и ополченцы.
Одним из ополченцев был архитектор Осип Иванович (Джузеппе Джованни) Бове, итальянец, родившийся в России, итальянец, русский по духу. Осип Иванович Бове родился в 1784 г. в Петербурге, в семье живописца Винченцо Джованни Бова. Он был еще ребенком, когда его семья переехала в Москву. Будущего архитектора ждали годы ученичества в архитектурной школе под руководством Франца Компорези и великих русских зодчих Матвея Федоровича Казакова и Карла Ивановича Росси. Именно Осипу Бове суждено будет, возглавив «Комиссию для строения Москвы», возродить почти полностью разрушенный после пожара город.
Вместе с Бове в Комиссию, созданную в 1813 г., вошли те, чьи имена составляют славу русской архитектуры: В.П.Стасов, Д.И.Жилярди, В.И.Гесте, А.Г.Григорьев. Возрождение Москвы стало делом национальной чести; не случайно император Александр I лично курировал планы восстановления Первопрестольной.
Первые работы Осипа Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, разрушенной пожаром 1812 г. Ей предстояло заново возродиться из пепла, приобрести новый облик, став одной из самых красивых и больших площадей Москвы.
Напомним, что в XVIII в. Красная площадь представляла собой беспорядочное нагромождение торговых лавок и была отделена от Кремля и собора Василия Блаженного. Бове считал, что храм Василия Блаженного, кремлевская стена, Спасская башня, восстановленная Никольская башня и Воскресенские ворота должны составлять единый архитектурный ансамбль. В этом случае площадь действительно становилась «красной», т.е. красивой, оставаясь при этом крупнейшей торговой площадью города. Ансамбль Красной площади должно было украсить перестроенное здание Торговых рядов. Центр величественного здания, увенчанного куполом, украшал 12-колонный монументальный портик. Ансамбль Торговых рядов, спроектированный О.Бове, должен был выйти за пределы Красной площади: Средние и Нижние Торговые ряды связали бы Красную площадь с Никольскими, Ильинскими и Варварскими воротами. Окончательно этот проект был осуществлен лишь во второй половине XIX в. Проект Торговых рядов не был осуществлен полностью: пришлось ограничиться лишь восстановлением старого разрушенного фасада.
В мае 1814 г. Осип Иванович Бове становится заведующим «фасадической частью» города, «чтобы он за всеми казенными, публичными и общественными строениями, строящимися или приводящимися в прежнее или лучшее состояние, имел непосредственный надзор». В то время это соответствовало должности главного архитектора. Ни один дом не мог быть построен без подписи Осипа Бове на чертежах. Профессиональная репутация и человеческие качества Осипа Бове безупречны. Самые крупные ансамбли городской застройки начала ХIХ в. создавались по его проектам. Прекрасно зная строительное дело, Бове сам руководил строительством, привлекая к работе выдающихся инженеров, художников, скульпторов, талантливых мастеровых. В ведении О.И.Бове находятся наиболее значительные, центральные районы города — Городская, Тверская, Арбатская, Пресненская и Новинская части. Под его руководством был реконструирован центр Москвы, создано полукольцо из центральных площадей. Комиссией для строения были разработаны альбомы «образцовых фасадов» для зданий различного размера и стоимости, где четко оговаривались высота, этажность, цвет домов, «чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены колеры светлые: дикой, бланжевой, палевой и с прозеленью, а каменные могут быть и выбеленные».
Архитектор с помощниками составляет проекты для строительства жилых домов, участвует в их закладке и следит за их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Жилые дома включались в ансамблевую застройку города; кривые московские улочки при этом «регулировались» (выпрямлялись). Строго соблюдалась узаконенная ширина улиц (10 саженей) и переулков (6 саженей)*. Также архитекторы Комиссии разработали типовые схемы фасадов: четко регламентировалось соотношение длины и высоты зданий, высота кровель, определены декоративные и орнаментальные элементы в украшении зданий. Типовых приемов строительства было не так много, однако, варьируя их, московские зодчие сумели создать разнообразные индивидуальные решения. Можно сказать, что была разработана единая система застройки городских улиц домами с «типовыми» для того времени классическими фасадами. Создавался стилистически единый ансамбль городской застройки по строго регламентированному плану. Сложился облик уютного, камерного и в то же время парадного московского особняка. В числе заказчиков Бове были представители знатнейших дворянских фамилий: Нарышкины, Гагарины, Юсуповы.

*1 сажень = 2,1336 м.

Центральная часть особняка князя Н.С.Гагарина на Новинском бульваре расположена в глубине двора и соединяется галереями с двумя флигелями, выходящими на линию улицы. За домом сад и двор с многочисленными хозяйственными постройками. Центральная часть здания с портиком характерна для архитектуры Москвы, но совершенно очевидно, что подобное решение продолжает традиции усадебной архитектуры XVIII в. Здание несет в себе черты строгости и монументальности. Полукруглое окно и портик, завершенные фронтоном и ступенчатым аттиком, зрительно увеличивают размеры и объемы здания. Контраст усиливает и обилие скульптурного декора в центральной части здания: мотивы победы, триумфа, лепнина на античные темы — типичные мотивы декора характерны для московской архитектуры того времени. Темы античности присутствуют и в капителях колонн римско-дорического ордера. Главный вход, расположенный справа, не нарушает симметричной композиции главного фасада. Интерьеры дома, несмотря на небольшие размеры помещений, отличались сдержанностью и торжественностью. Жилые комнаты располагались на антресолях второго этажа и были изолированы друг от друга. Особняк Гагарина на Новинском бульваре примечателен еще и тем, что он был одним из первых зданий, построенных в послепожарной Москве. Этот дом, ставший классическим образцом русской архитектуры того времени, был уничтожен в 1941 г., во время налета фашистской авиации.
Много строит архитектор и для представителей купеческого сословия. Осип Бове разработал новый тип дома двойного назначения — жилого и торгового. В нижнем этаже располагались торговые лавки, а в верхнем — квартиры владельцев дома и квартиры, сдаваемые внаем. Такими домами был застроен Китай-город.
В перепланировку Москвы Осип Иванович Бове вносит кардинальные изменения. После страшного пожара продолжалась прокладка Бульварного кольца, его благоустройство и застройка. Укрепления Земляного вала были срыты, на их месте образовалось Садовое кольцо, на пересечении которого с радиальными улицами возникали площади-заставы с кордегардиями. Строительство деревянных домов внутри Садового кольца было запрещено потому, что в течение многих лет здесь находились бульвары, палисадники и сады. Очаровательные старинные названия, к счастью, до сих пор сохранились: Большая Садовая, Садовая Каретная, Новинский бульвар…
Город возрождался и разрастался. Для того чтобы расширить исторически сложившийся центр Москвы, Комиссия по строению решила создать новую площадь, «первейшую… по устроению и пространству», соответствующую канонам русского классицизма. Решено было создать такую площадь перед зданием Петровского театра. По проекту О.И.Бове Театральная площадь имела вид прямоугольника, который ограничен по продольной оси четырьмя симметрично стоящими зданиями с одинаковыми фасадами. В глубине площади располагалось здание самого Петровского театра. С противоположной стороны был разбит сквер: геометрическая форма Театральной площади прочитывалась идеально.
В 1821 г. московский генерал‑губернатор утвердил присланный из Петербурга проект театра, созданный Андреем Михайловым. На О.И.Бове была возложена доработка проекта и осуществление строительства. Бове, соотнеся объем здания с масштабами Театральной площади, сделал проект более совершенным в инженерном и художественном отношении: здание стало более простым и выразительным. Проект Бове был «высочайше» утвержден в Петербурге в ноябре 1821 г.
Огромное здание театра высотой 37 м господствовало над площадью и окружающей застройкой. Однако Бове прекрасно определил соотношение пропорций здания театра и размера площади. Театр гармонично дополнил панораму Красной площади, Спасской башни, Собора Василия Блаженного и Китай-города. В основу композиции здания театра была положена многоярусная система. Главный фасад был решен наиболее выразительно. Восьмиколонный ионический портик выделяется на фоне гладкой поверхности стен, лишенных проемов. Главным украшением фасада театра стала гипсовая фигура Аполлона на колеснице над портиком. Партер и пять верхних ярусов театра вмещали около 3 тыс. зрителей. Современников поражали огромные размеры зала, высота потолка, роскошная и вместе с тем изящная отделка интерьеров. После первого спектакля, состоявшегося 6 января 1825 г., публика устроила овацию не только артистам, но и архитектору, создавшему этот великолепный театр. Вместе с Александринским театром в Петербурге Большой театр явился не только вершиной русского театрального зодчества, но и стал одним из лучших европейских театров. Немногое дошло до нас от Большого театра Михайлова–Бове: пожар 1853 г. уничтожил интерьеры здания, а последующая перестройка здания театра А.Кавосом исказила классический проект Осипа Ивановича Бове.
Одновременно с созданием проекта Театральной площади и строительством Большого театра О.Бове занимался устройством Александровского сада, который в XIX в. назывался Кремлевским. Сад был задуман Бове как искусно спланированный парк, но выверенная четкость плана зодчего была мастерски завуалирована. Сад казался очень естественным, а руины, малые архитектурные формы, став неотъемлемой частью композиции сада, настраивали прогуливающуюся здесь публику на романтический лад. Особое восхищение публики вызывал грот, выполненный по проекту Бове. Четыре дорические колонны словно вырастают из земли. Несколько утяжеленные формы этого сооружения очень гармонично сочетаются с грудами камней, воспроизводящих циклопическую кладку.
Среди общественных зданий, построенных О.И.Бове, одним из самых известных является Градская больница, «заложенная по соображению лейб-медика Христиана Лодера (его имя остроумные москвичи увековечили в поговорке «лодыря гонять») и по планам архитектора Бове».
Это была первая в городе больница, предназначенная «для пользования людей всякого состояния». Для строительства больницы был приобретен участок земли на Большой Калужской улице. Император Николай I утвердил проект Бове «с благодарностию за отличный вкус его». Здание больницы состояло из главного корпуса и нескольких флигелей, вынесенных за линию улицы. Флигеля соединялись с главным корпусом, образуя парадный полукруглый двор. В облике здания все строго и просто: единственным украшением является восьмиколонный ионический портик с широкой лестницей, подчеркнутый широкой лентой украшенного орнаментом фриза. Над портиком — плоский купол больничной церкви. Боковые корпуса лишены колонн, пилястр и орнаментальных украшений. Больничный корпус имеет центрально-коридорную систему. По обе стороны коридоров в бельэтаже и верхних этажах расположены палаты, операционные и кабинеты. В боковых крыльях размещались изолированные от центральной части палаты для тяжелых больных. Центральную часть главного фасада занимали вестибюль и приемная, к которой примыкает парадная лестница, соединяющая оба этажа здания. Больничная церковь была задумана Бове как круглый купольный зал, внутри которого располагалась поддерживающая хоры ионическая колоннада. Проект фактически повторял купольный зал Голицынской больницы, построенной по проекту его учителя М.Ф.Казакова. Однако члены императорской семьи, в частности, императрица Мария Федоровна, возражала против столь пышного убранства интерьера больничного храма, предпочитая не декоративную пышность, а функциональность помещений. Несмотря на почти постоянную нехватку средств на строительство больницы, О.Бове удалось применить несколько технических новшеств. Были установлены две паровые машины для снабжения больницы водой из Москвы-реки; предусмотрены крытые бассейны с особой системой фильтрации воды и прообраз канализации — колодцы для стока нечистот. Все технические усовершенствования Осип Иванович Бове проводил вместе со своими постоянными сотрудниками-инженерами Девисом, Янишем и др. Строительство больницы растянулось на пять лет. В октябре 1833 г. Градская больница приняла первых пациентов.
В отличие от «декоративности» Голицынской больницы здание Градской больницы решено сдержанно, даже сухо. Однако идеально выверенное соотношение отдельных частей и целого придают ему классическую стройность и легкость.
Параллельно с сооружением Градской больницы в 1825–1828 гг. О.Бове перестраивает дом Гагарина у Петровских ворот под Екатерининскую больницу, сохраняя при этом первоначальную планировку, и украшает здание колоннадой ионического ордера. Здесь, как и в Градской больнице, О.Бове применяет центрально - коридорную систему. По оси дома расположена парадная лестница и овальное помещение больничного храма. Внешний облик здания Екатерининской больницы более торжественен и декоративен по сравнению со зданием Градской больницы. Открытие этой больницы состоялось в 1833 г. Она также предназначалась для малоимущих граждан. В том же году в стенах больницы открылось отделение Медико-хирургической академии; позднее — медицинский факультет Московского университета.
Тема патриотизма, прославления воинской доблести и славы проходит через все творчество О.И.Бове. Наиболее полно эта тема воплощена в Триумфальных воротах у Тверской заставы, построенных в честь победы над Наполеоном. Бове создал яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь и величие России, беззаветную храбрость русских воинов. Это была первая и единственная каменная Триумфальная арка, сооруженная в Москве после 1812 г. Постройку Триумфальных ворот москвичи восприняли как общенародное дело. Триумфальные ворота в Москве очень напоминают Триумфальные ворота Кваренги и Стасова в Петербурге.
Однопролетная белокаменная арка с шестью парами чугунных коринфских колонн, со скульптурной группой «Слава» на колеснице, встречала всех, кто подъезжал к Москве по Петербургской дороге. К дороге была обращена и колесница Победы, венчающая арку. Триумфальные ворота — первый в Москве памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Здесь О.Бове уделил большое внимание скульптуре: женские фигуры олицетворяли Победу, расположенные между колоннами фигуры русских витязей в кольчугах и шлемах — храбрость русского воинства. Антаблемент Триумфальной арки украшен изображениями гербов губерний Российской Империи и военной атрибутики (авторы скульптур И.Т.Тимофеев и И.П.Витали). Во время постройки ворот была благоустроена и Триумфальная площадь, которую «для симметрии» застраивали домами, спроектированными О.И.Бове, которые, согласно предписанию Комиссии по строительству, имели одинаковые фасады. Вдоль Петербургской дороги были высажены деревья, разбиты парки, проложены мосты. Дорога соединила Триумфальную площадь и Путевой дворец Петра I. Въезд в Москву по Петербургской дороге был великолепен: мимо Триумфальных ворот путь лежал на Красную площадь и в Кремль.
Еще одна сторона творчества Осипа Ивановича Бове — постройка московских храмов. До наших дней их сохранилось немного: церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1821 г.) и ротонда церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке, которая является, пожалуй, самой известной работой мастера. Трапезная и колокольня были построены ранее В.И.Баженовым. Бове, опираясь на опыт своего предшественника и собственный опыт, находит стилистически точное решение. Полуциркульные арки с окнами придают монументальность всему зданию. Орнаментальный рисунок арок и широкой ленты фриза создают контраст с гладкой поверхностью стен. Церковь Всех Скорбящих на Большой Ордынке — одна из последних работ Бове. Она достраивалась уже после смерти мастера, возможно, его братом Михаилом и была открыта в 1836 г.
Самостоятельная творческая жизнь великого архитектора продолжалась всего два десятилетия, но за этот очень короткий срок он сделал почти невозможное. Москва не только возродилась из пепла, но и стала одним из красивейших городов Европы. Бове умер 28 июня 1834 г., похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря. Все его творчество служит идее патриотизма и олицетворяет собой любовь к Отечеству.

Библиография.

1. Покровская З.К. Архитектор О.И. Бове. — М.: Стройиздат, 1964.

2. Архитектурное наследство./Сборник статей. — М.: Академия архитектуры СССР, 1951.

3. Труды Государственного Исторического музея./Сборник статей по истории материальной культуры XVI–XIX вв. — Вып. XIII. — М., 1941.

4. Московский стиль Ампир. /Empire/.— М., 1911.

Размещена 04.07.2014 | Просмотров: 1318 | Источник: http://Статья подготовлена по материалам, содержащимся в фондах ФБУ «ЦНТБ СиА».

Читайте также:

B-Clinic (Б-Клиника) - правильный выбор!
Как не стать жертвой психической эпидемии XXI века!
Достоинства и недостатки автобусных туров
Узаконивание перепланировки жилья
Новогодняя сказка в Белоруссии
Аэродинамическое Открытие Алексея Дзыгало
Currency Trading Tips For Beginners In Forex
Сущность, задачи и методы финансового планирования
Двигатель – сердце мотоблока
Черный банковский список