Каталог статей Chytayka

Белый каталог бесплатных статей

Разместить статью

Forex [48]
SEO [55]
UcoZ [0]
Авто и мото [148]
Бизнес [168]
Бытовая техника [53]
Вокруг нас [26]
Дети и родители [51]
Духовность [11]
Закон и право [24]
Здоровье и медицина [120]
Интернет [92]
Карьера [3]
Компьютеры и оргтехника [85]
Красота и здоровье [28]
Kулинария [24]
Культура и искусство [33]
Маркетинг [12]
Мебель [18]
Металлы [3]
Мир глазами журналиста [10]
Мобильные телефоны [17]
На злобу дня [6]
Наука и образование [62]
Недвижимость [76]
Непознанное [8]
Нефтепродукты [1]
Оборудование [72]
Общество и политика [11]
Отдых [36]
Отношения [16]
Продукты питания [12]
Промышленность [23]
Работа [29]
Разное [35]
Религия [2]
Семья и домашний очаг [77]
Строительство и ремонт [266]
Товары и услуги [117]
Туризм и путешествия [51]
Текстиль [3]
Технологии [12]
Хобби и увлечения [38]
Украшения [2]
Уход за собой [27]
Финансы [88]
Физкультура и спорт [19]
Статья на тему «Культура и искусство»: Из истории архитектурного образования в Москве.

Из истории архитектурного образования в Москве.

Н.В.Потокина, Т.Л. Курочкина,
Федеральное бюджетное учреждение
«Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре» (ФБУ «ЦНТБ СиА»).

Из истории архитектурного образования в Москве.

Архитектурное образование в России начинается с XVIII века, эпохи реформ Петра I. Наверное, не будет преувеличением утверждение, что одним из основоположников русской национальной архитектурной школы стал Петр Михайлович Еропкин (1698 – 1740). Он был одним из тех 20 одаренных молодых людей, которых император отправил учиться за границу. Архитектурное образование Еропкин получил в Италии. Впоследствии вся его деятельность будет посвящена строительству новой столицы Российской империи, а в Москве до наших дней сохранится лишь здание каменных палат бояр Волынских на Рождественке, построенное по его проекту. Этот адрес будет упоминаться в статье еще не раз – такой вот мистический поворот судьбы. В трактате «Должность архитектурной экспедиции», (1737—1741), составленном под руководством Петра Михайловича Еропкина, изложены цели и задачи обучения искусству архитектора; на русский язык Еропкиным были переведены главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио.
Школа Ухтомского.
Днем ее рождения принято считать 19 октября 1749 года. Именно в этот день был издан указ Сената «О выделении помещения, инструментов, материалов для обучения имеющихся в команде архитектора князя Дмитрия Ухтомского учеников…». Помещения для архитектурной школы были выделены в Охотном ряду в палатах XVII века, там, где сейчас находится гостиница «Москва». Первыми учениками школы Ухтомского были юноши из дворянских семей. Обучение было систематическим: основное внимание уделялось «архитектурной науке» и рисованию. Преподавались теория и история архитектуры, арифметика и геометрия, тригонометрия, основы сметного счета, фортификация. Учеников школы Ухтомского обязательно привлекали к практическим работам – составлению планов городской застройки или надзору за строительством. Ученикам присваивались звания и военные чины. Первый уровень приравнивался к военному чину прапорщика, а более высокое звание, “гезель”, соответствовало статусу младшего архитектора и чину поручика. Первая московская архитектурная школа просуществовала относительно недолго, до 1764 года, но из ее стен вышли великие русские зодчие: М.Ф. Казаков, В. И. Баженов, А. Кокоринов, ставший впоследствии директором Петербургской Академии художеств и многие другие.

Школа Баженова.
Воспитанник школы Ухтомского Василий Иванович Баженов возглавил «архитекторскую команду» Экспедиции Кремлевского строения, созданную в 1767 году для проектирования и строительства Большого Екатерининского дворца. Создание собственной школы, воспитание единомышленников соответствовало идеалам эпохи Просвещения и было давней мечтой мастера. Учениками школы Баженова становились юноши 12 - 16 лет, получившие начальное профессиональное или общее образование. Поскольку школа не имела официального статуса, Баженову предписывалось иметь не более пяти «штатных» учеников, которые числились в команде и получали жалование. Можно было обучаться и «вне штата», приобретая прекрасные академические знания и практические навыки в рисунке, черчении, математике и иностранных языках, необходимых для переводов на русский язык классических книг по архитектуре. Архитекторская команда и школа Баженова размещались в Потешном дворце Московского Кремля, а в 1773 году для выполнения модели Екатерининского дворца около здания Арсенала был выстроен “Модельный дом”. При создании деревянной модели Кремлевского дворца ученики получали навыки работы живописца, скульптора, резчика по дереву. Наиболее способным ученикам присваивалось звание архитекторского помощника или запомощника. После прекращения строительства Кремлевского дворца в 1775 году закончились и систематические занятия в школе Баженова. Несколько учеников помогали зодчему в строительстве усадьбы Царицыно, но это была уже не школа, а архитекторская команда.
Каменный приказ.
В 1775 году разрабатывается Генеральный план регулярной застройки Москвы. Руководством за исполнением работ и их соответствием плану ведал специально созданный для этих целей Каменный приказ. В Китай-городе и Белом городе разрешалось строить только каменные дома, а в Земляном городе - деревянные на каменном фундаменте. В отличие от архитектурных школ Ухтомского и Баженова, существовавших на средства их создателей, архитектурная школа при Каменном приказе финансировалась из Государственной казны. В 1778 году Каменный приказ выкупает дом у купца Сверчкова вблизи Покровских ворот в Успенском (ныне Сверчков) переулке, здесь отныне будет находиться архитектурная школа, (илл.1). В школе обучались способные к рисованию и точным наукам юноши, имевшие начальное домашнее или гимназическое образование. Программа обучения в школе состояла из общих дисциплин арифметики, словесности, катехизиса, геометрии, истории, географии, иностранных языков и дисциплин специальных рисование и гравирование. Архитектуру изучали, копируя чертежи пяти классических ордеров. Деревянные модели ордеров («столбопорядков») являлись прообразом нынешних учебных пособий. Старшие ученики школы были обязаны составлять планы построек, обмерять здания и выполнять иные практические работы. Одним из преподавателей школы Каменного приказа был Н. Легран, обучавший школьников искусству рисования орнаментов, барельефов и других элементов украшений зданий. «Курс правил архитектуры со изъяснением оных на чертежах” преподавал заархитектор Христиан Розберг. Директор Каменного приказа Петр Никитич Кожин отвечал за общее руководство школой. Ученики, успешно прошедшие полный курс, становились архитекторскими помощниками или архитекторскими учениками. После ликвидации Каменного приказа в 1782 году многие его ученики были приняты в другие архитекторские команды, например, в Экспедицию Кремлевского строения, которой руководили В.И. Баженов и М.Ф. Казаков; многие выпускники школы работали в провинции.
Школа Казакова
Матвей Федорович Казаков, «знаменитейший и искуснейший архитектор», окончивший школу Ухтомского и ставший впоследствии одним из самых прославленных ее учеников и преподавателей, возглавил Экспедицию Кремлевского строения в середине 1780-х годов. Работая в архитекторской команде вместе с учениками В.И. Баженова, Казаков делился с ними собственными знаниями и опытом. Школа Казакова формировалась постепенно, не имела официального статуса, но преподавание в ней велось на таком высоком уровне, что ученики называли ее “архитектурным училищем”. Сначала школа Казакова располагалась там же, где и Экспедиция Кремлевского строения, - в Потешном дворце Кремля. Шли годы, здание Потешного дворца ветшало и разрушалось. Матвей Казаков переводит школу в собственный дом в Златоустьинском переулке (илл. 2.), где обучает воспитанников «арифметике, геометрии, рисованию и чертежам архитектуры». Это не первый педагогический опыт мастера: будучи учеником школы Ухтомского, Казаков преподавал рисунок своим товарищам. Помимо архитектурной школы Казаков решает открыть еще и школу строительного ремесла, деятельность которой курирует лично. Разумеется, у него есть помощники – его ученики Р.Р.Казаков, И.В.Еготов и коллеги по архитекторской команде Баженова - скульптор Захар Урядов, выпускник Петербургской Академии художеств. В течение более четверти века, с 1775 по 1801 годы, в школе Казакова обучалось примерно 30 человек, многие из которых по окончании получили звание помощника архитектора. Срок учебы зависел от одаренности, трудолюбия и степени подготовленности ученика. Незадолго до отставки, последовавшей в 1801 году, Матвей Федорович Казаков устроил всем своим ученикам итоговый экзамен. Гениальный архитектор подвел итог собственной многолетней и плодотворной педагогической деятельности, подготовив создание на основе своей школы Архитектурного училища при Экспедиции Кремлевского строения (Кремлевского архитектурного училища).
Кремлевское архитектурное училище, основанное в декабре 1804 года, более 60-ти лет оставалось главным архитектурным учебным заведением Москвы. Выпускники училища поступали на службу в Кремлевскую экспедицию и занимались возведением и реконструкцией казенных (общественных) зданий в городе. Срок обязательной службы в архитектурной команде Экспедиции составлял 5 лет, однако для дворян нередко делались исключения. История Кремлевского архитектурного училища подразделяется на 2 периода: 1). 1804 – 1831 гг.; 2). 1831 - 1866 гг. Первоначально Кремлевское архитектурное училище располагалось в здании Сената (илл. 3). Инициатором создания училища был Петр Степанович Валуев - историк, археолог, один из блистательной и славной плеяды «екатерининских орлов». Вместе с И. В.Еготовым, А.Н.Бакаревым и М.Ф. Казаковым Валуев разработал «Постановление и Учреждение Архитекторского училища» и программу обучения в нем (1806 г.). В учебной программе были разумно соединены методы обучения архитекторов в Петербургской Академии художеств и методы, применяемые в московских архитектурных школах Баженова и Казакова. При училище существовали «Чертежная», библиотека, архив, собрание учебных пособий. Пополнение архива и библиотеки велось регулярно, согласно программе, записанной в «Постановлении»: «… заполнять оные чертежами и рисунками не токмо лучших зданий и видов России, но и прочих именитых зданий и видов со всех четырех частей Света». В училище было 6 классов: рисовальный (высший и низший), математический (высший и низший), классы перспективы, живописи, класс живописи с гипсовых фигур, класс гражданской архитектуры и теории, класс письма. Экзамены проводились 3 раза в год: 2 «домашних» экзамена и 1 «генеральный», в присутствии начальника Экспедиции, профессоров Университета, почетных гостей. По результатам «генерального» экзамена производились повышения в чине и перевод в высшие классы. До самой своей смерти в 1804 г. Петр Степанович Валуев, назначенный при Александре I «главноначальствующим Кремлевской экспедицией», был Попечителем училища. Он очень много сделал для сохранения и реставрации исторических зданий Москвы, а во время пожара 1812 года руководил спасением сокровищ и святынь Кремля, стараясь уберечь то, что не успели осквернить, разграбить и уничтожить солдаты наполеоновской армии. Валуев способствовал выведению Архитектурного училища из подчинения Архитекторской команде Экспедиции Кремлевского строения. С 1804 по 1814 г.г. училище возглавил Иван Васильевич Еготов, (илл.4). Отечественной война 1812 года прерывает деятельность училища, но уже в августе 1813 года Еготов учреждает «Новый штат чертежной школы». Теперь училище состоит из 3-х классов, зачисление в которые ведется по степени подготовленности учеников. 3-ий класс - низший, в нем 20 учеников; во 2-ом и 1-ом классах – по 15 учеников. Преподавание ведется по 7-ми предметам: математике, пейзажу и перспективе, орнаменту, рисованию, гравировке. Значительное изменение претерпевает организация обучения в 1818 году. В новом «Положении об обучении» отмечалась особая общественная значимость училища: возможность получить бесплатное художественное образование появилась у выходцев из бедных семей. Ученики делились на 2 класса: старший (10 учеников) и младший (30 учеников). Воспитанников, не справившихся с обучением, отчисляли, а тех, кто учился успешно, переводили в Чертежную, с присвоением звания помощника архитектора III класса. По окончании обучения выпускника Училища присваивалось звание помощника архитектора I класса. Отработать в Экспедиции в этой должности нужно было не менее 5 лет. Среди выпускников училища И.Н. Козловский, М.О. Лопыревский, Н. И. Чичагов.
В 1831 г. Кремлевская Экспедиция была переименована в Московскую Дворцовую контору, а существующее при ней Архитектурное училище стало называться Дворцовым архитектурным училищем. Принят новый Устав учебного заведения, которое возглавил действительный статский советник Дмитрий Михайлович Львов, ранее служивший в Экспедиции кремлёвского строения. В 1835 году он становится попечителем Московского дворцового архитектурного училища. Львов привлекает к преподаванию Михаила Доримедонтовича Быковского (илл. 5 - 6), известнейшего архитектора, талантливого педагога, ставшего впоследствии директором училища. С именем Быковского связан расцвет училища. Меняется структура управления, созданы педагогический и научный советы. Время обучения – от 4-х до 8-ми лет. Созданы кабинеты моделей, материалов, инструментов, библиотека классических книг по архитектуре. Главным принципом учебной программы Быковского был отход от строгих принципов классицизма. Сложились методы преподавания и проектирования «в разных стилях». В качестве учебного задания предлагалось сделать проект «оружейной палаты в готическом вкусе», арсенала в «английском вкусе», «монастыря в палестинском вкусе» и др. наступает время эклектики. (Романтические мотивы псевдоготики использовали в своих проектах еще Иван Васильевич Еготов и Алексей Никитич Бакарев, илл.7). Особое внимание Львов и Быковский уделяют усвоению и осмыслению учениками теоретических дисциплин. Создавая проект в определенном стиле, начинающие архитекторы должны были знать, понять и осмыслить эстетические критерии и историческую эпоху главенства того или иного архитектурного стиля. Для более глубокого понимания теоретических проблем ученикам предлагалось написать сочинение. Сначала это были сочинения на отвлеченную тему, а затем использование столь далекого от практической архитектуры метода обучения положило начало формированию московской школы теории и философии архитектуры. В 1830-х годах в учебную программу вводятся новые предметы: «теория архитектуры в эстетическом отношении» и «теория сочинения человеческих фигур по отношению к рисовальному искусству», (которые ведет сам Быковский), курс физики, оптики и «проекций линий». В 1832 году учреждено Мещанское рисовальное отделение, «… чтобы в среднем сословии граждан развивать способности рисования, необходимые для промышленности и мануфактурной части». Этому учебному заведению Быковский уделяет не меньшее внимание: из поездок по Германии, Италии и Франции он привозит прекрасную коллекцию книг для библиотеки, слепки и модели. Учебный процесс становится более интенсивным, системным и разнообразным, но в 1842 году, в связи со смертью Львова и уходом из училища М, Д. Быковского, этот процесс прерывается. Новые руководители Училища, К.Л. Бодэ и Ф.Ф. Рихтер, предпочитают методы обучения Петербургской Академии художеств, утратив своеобразие московской школы. «Устав училища» 1842 г. повышает требования к вступительным и выпускным экзаменам. Теперь обучение длится 6 лет. Выпускники должны были отработать в «Архитекторской чертежной» 2 года и еще 4 года - в назначенном ведомстве. После этого, при наличии благожелательных отзывов, становилась возможной самостоятельная практика. В эти годы большое внимание уделяется изучению памятников древнерусского зодчества. Результаты чертежей и обмеров древних зданий Москвы и близлежащих сел и городов легли в основу пятитомника «Памятники древнерусского зодчества», (1851-1856). Мещанское рисовальное отделение стало самостоятельным учебным заведением, отвечающее «направлениям более рисовальной, чем архитекторской школы». В 60-х годах XIX века Архитектурное училище вновь претерпевает ряд организационных изменений, и смену руководства. В те годы основной проблемой стало слишком большое количество архитекторов, из которых далеко не все смогли найти себе применение на профессиональном поприще. В 1865 году, по указу императора Александра II, Архитектурное училище было присоединено к Училищу живописи и ваяния. Официально Архитектурное училище было закрыто в 1866 году, при этом интересы учеников и преподавателей были соблюдены, но пострадала система обучения, утратившая связь со строительной практикой. Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, (Мясницкая, 21, илл 8.) приобретает статус среднего учебного заведения. В первые годы существования Училища занятия на архитектурном отделении вели бывшие ученики и преподаватели Дворцового архитектурного училища – П. Герасимов, братья Поповы, П. Зыков. Обучение специальности архитектора, длившееся 6 лет, подразделялось на 4 дисциплины: «Черчение архитектурных частей и рисование орнаментов всех стилей», «Рисование акварелью», «Копирование знаменитых памятников зодчества» и «Составление архитектурных проектов». Помимо этого преподавалось строительное искусство с изучением отдельных видов строительных работ. Программа обучения была столь насыщенной, что могла сравниться с программой Академии художеств, поскольку помимо общеобразовательных предметов и «предметов искусства» от будущих архитекторов требовались знания по математике, физике, геометрии и тригонометрии; фундаментально изучались особенности конструкций зданий и инженерных систем. На вспомогательное (общеобразовательное) отделение можно было поступить, сдав экзамены по наукам и рисованию. Учащиеся, окончившие вспомогательное отделение, переводились в «головной» (первый) класс. Обучение на архитектурном отделении длилось 6 лет. Среди преподавателей - известнейшие архитекторы, художники и ученые (С. Соловьев, А. Померанцев, И. Машков, В. Ключевский и др.). Воспитанникам предстояло обучаться рисованию в «головном» и «фигурном» классах, черчению, перспективе, проектированию. История русской архитектуры являлась одним из профилирующих предметов, помимо теоретического курса предусматривались практические занятия по проектированию (интерьеры, иконостасы, реставрация). Ученики 5-го и 6-го классов занимались составлением проектов. Выпускникам присваивалось звание архитектора-художника с правом самостоятельной работы и руководства строительством. Выпускники, успешно сдавшие экзамены и выполнившие работы по специальности, получали звание архитектора-художника и чин XIV класса. Можно было и не выполнять итоговую работу по специальности и, сдав выпускной экзамен, получить звание учителя рисования. Таким правом пользовались преимущественно женщины, окончившие Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в качестве «вольных посетительниц».
Высшие женские строительные курсы.
В начале ХХ века архитектурные и архитектурно - строительные отделения входили в состав многих технических и инженерно-строительных учебных заведений. В 1902 и 1905 годах были организованы Женские строительные курсы, дававшие архитектурную и конструкторскую подготовку. Основными предметами на архитектурном отделении были архитектурное проектирование и строительное искусство. Слушательницы курсов занимались проектированием небольших зданий (церквей, часовен, богаделен). В 1916 г. Высшие женские строительные курсы были преобразованы в Московский Женский политехнический институт, регулярные занятия в котором были прерваны Февральской и Октябрьской революциями 1917 года и Гражданской войной. Однако, уже с 1918 г. Московский Женский политехнический институт продолжил работу, но теперь он реорганизован и носит название Московский политехнический институт. Обучение в институте длилось 5 лет, выпускникам института присваивалось звание инженера – архитектора. В 1920-м году вводится ускоренная программа подготовки архитекторов – строителей: страну необходимо было восстанавливать после разрухи. Архитектурно - строительные отделения были созданы в Практическом институте им. Герцена (архитектурное отделение и отделение внешнего благоустройства) и в Московском практическом строительном институте (архитектурный, дорожно-транспортный, гидротехнический и торфяной факультеты). Покровский бульвар, Дом Дурасова, (илл 9).

Строгановское училище (1873 -1918 гг.).
Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 – 1882) – московский градоначальник, общественный деятель, просветитель, ученый, археолог, историк. В 1825 году на свои средства он организовал школу рисования и обучения ремеслам для талантливых детей из бедных семей и семей крепостных крестьян. Школа графа Строганова и присоединенное к ней Мещанское училище технического рисования явилась основой Строгановского училища технического рисования (1860 г.). С 1892 г. постоянным адресом Строгановского училища становится улица Рождественка, дом 11, (илл. 10). Здесь готовили мастеров для декоративного оформления зданий, мебели, тканей. Училище располагало также мастерскими керамики, декоративной живописи, библиотекой и художественно-промышленным музеем, где были собраны изделия прикладного искусства, предназначенные для изучения и копирования. Учебная программа архитектурного отделения была насыщенной и разнообразной: рисование, черчение, копирование гипсовых слепков, перспектива, теория композиции. Основная задача архитектурной композиции в Строгановском училище – связь здания (церкви, беседки, павильона) и природной среды. На архитектурном отделении Строгановского училища в 1900 – 1904 гг. преподавали И.В. Жолтовский, С.У. Соловьев, Ф. О. Шехтель.
В 1917 году началась реорганизация художественного образования в стране. Студенты Училища Живописи, Ваяния и Зодчества активно выступают за пересмотр программы обучения и управления училищем. В 1918 году Совет народных комиссаров передает училище в ведение Наркомпроса. В результате реорганизации Строгановского училища и Училища Живописи, Ваяния и Зодчества создаются Первые и Вторые Свободные Государственные Художественные Мастерские (СГХМ). Революционные веяния пришли и сюда: программа обучения разительно отличается от академической, а студенты участвуют в административном управлении училищем. При Первых Свободных Государственных Художественных мастерских были созданы архитектурные классы, где удается восстановить академическую систему обучения, поскольку не было ни единой обучающей методики, ни новых программ. Среди преподавателей Веснин, Чернышов, Шехтель. В административно-художественный совет Вторых СГХМ входят И.В. Жолтовский, С.В. Новаковский, Л.О. Пастернак, А.В. Щусев. Приглашенный в 1920 г. Н. Ладовский (илл.). создает Объединенные Левые Мастерские (ОБМАС). Николай Ладовский пропагандировал новый подход к архитектуре, где главная роль отводилась психологии восприятия. В формировании архитектурной композиции главную роль играет пространство. В основе композиции - зрительное и эмоциональное восприятие человека (психоаналитический метод Ладовского). Обмас был выделен в самостоятельное отделение, и студенты занимались по единому плану, разработанному Ладовским, Н. Докучаевым и В. Кринским. Обмас существовал три года (1920 — 1923 г.г.), очень немного, но за этот небольшой срок были созданы новый метод обучения архитектора; дисциплина «Пространство» - одна из интереснейших учебных программ ВХУТЕМАСа; выработаны творческие принципы рационализма, сформулированы и созданы приемы и художественные средства нового стиля.
В декабре 1920 года было принято решение о слиянии Первых и Вторых СГХМ, на основе которых был создан ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские. На 8-ми факультетах ВХУТЕМАСа живописном, скульптурном, керамическом, текстильном, полиграфическом, деревообрабатывающем, металлообрабатывающем готовили художников для промышленности. Во ВХУТЕМАС принимались рабочие, не имеющие специальной подготовки. Обучение на архитектурном факультете, АРХФАКе, было рассчитано на 4 года. Первый учебный год был подготовительным. Помимо курса точных наук (начертательной геометрии, тригонометрии, теоретической механики, инженерных дисциплин), студентам предстояло освоить курс специальных предметов (живописи, графики, скульптуры). Студенты знакомились с основами архитектуры и изобразительного искусства, с такими основополагающими понятиями как плоскость, пространство, объем, цвет, композиция. Каждая из дисциплин была частью единой учебной программы независимо от выбранной специальности. В 1923 году подготовительное отделение архитектурного факультета было преобразовано в Основное отделение. В течение первого года учебы выполнялись работы «на отвлеченные темы», а в течение 2-го года – работы «по производственным заданиям» (выявление массы и веса, определение согласованности и устойчивости форм и так далее). Учебные задания выполнялись не только в виде проекта: Н.А. Ладовский (илл.) вводит в программу обучения предмет макетирование (выполнение проекта в материале – бумаге, картоне, пластилине, глине). После 2-х лет обучения студенты продолжали занятия в специализированных архитектурных мастерских, возглавляемых И. В. Жолтовским, А. В. Щусевым, Н.А. Ладовским, К.С. Мельниковым (илл.). Курс проектирования велся по трем специальностям: жилищные, общественные и фабрично-заводские здания, декоративно-пространственная архитектура. Учебные проекты для III-IV курса: «Кинотеатр», «Театр», «Гараж». Темы дипломных проектов: «Дворец Труда», «Институт библиотековедения им. В.И. Ленина» и др. В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Методика преподавания на архитектурном факультете оставалась в основном прежней. Отличительной чертой ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа было комплексное обучение различным видам искусств. В учебных программах ВХУТЕМАСа нашли воплощение идеи авангарда, зародившиеся в нашей стране и ставшего мировым художественным явлением ХХ века.
АСИ- МАИ - МАРХИ
В связи с кардинальной реформой образования 1930-х годов ВХУТЕИН был расформирован, а многие его отделения стали самостоятельными институтами (Текстильный институт, Полиграфический институт и др.). Архитектурный факультет ВХУТЕИНа был объединен с Архитектурным отделением инженерно-строительного факультета МВТУ. В результате был создан Архитектурно-строительный институт или АСИ, расположившийся в здании на Рождественке,11. В структуру института входило Основное отделение- введение в архитектуру и проектирование (в течение 1 года); далее обучение продолжалось на специализированных кафедрах: жилищные и общественные сооружения, аграрно - индустриальные комплексы; фабричные и заводские сооружения, планировка населенных пунктов. Впоследствии кафедры стали самостоятельными факультетами. В состав института входила аспирантура, существовавшая во ВХУТЕИНе. Срок обученияв АСИ составлял 4,5 года, позже -5-6 лет. Занятия вели педагоги ВХУТЕИНА: А.А. Веснин, (илл.) Н.А. Ладовский, К.С. Мельников (илл.) и др. До середины 30-х годов выпускникам присваивалось звание архитектора или инженера- архитектора, а после 1935 года – звание архитектора. За время существования АСИ его структура, учебные программы и даже название (АСИ-ВАСИ-АКИ) неоднократно претерпевали изменения. В 1933 году Архитектурно-строительный институт получил новое название – Московский архитектурный институт (МАИ), в 1934 году был принят Устав института. Был создан учебно-методический совет института (И.В. Жолтовский (илл.), А.В. Щусев (илл.), И.В. Щуко, А.А. Веснин и др.). Во многом сохранилась прежняя структура обучения: Основное отделение и три специализированных факультета (архитектуры жилых и общественных зданий, промышленных сооружений и планировки населенных пунктов). Проекты студентов и выпускников института 1932-1935 годов выполнены в манере постконструктивизма. Илья Голосов – биография, проекты «Дворец Труда в Москве», Дом на Яузском бульваре, (илл.). С середины 30-х годов образование в СССР - в том числе и высшее, - становится все более идеологизированным. Ярким тому примером может послужить конкурс проектов Дворца Советов (иллюстрации), четыре тура которого состоялись в 1931-1933 гг. Появилась необходимость в пересмотре программы архитектурного образования: основой программы стало изучение классических традиций; в основе образования лежит освоение технических дисциплин, что отвечает запросам эпохи индустриализации. Темы проектов: «Текстильный комбинат», «Канал Москва – Волга» и так далее. Изменился преподавательский состав МАИ: из него уходят братья Веснины, К.С. Мельников. В 1936 г. в институте начинает преподавательскую деятельность И.В. Жолтовский. Приверженец неоклассицизма, Жолтовский явился автором новой учебной программы и последующей методики обучения. Учебная программа состояла из подготовительного этапа (обучение рисунку и другим видам графики, знакомство с историей архитектуры) и «творческого проектирования», предмета, основой которого было изучение и овладение приемами классической архитектуры эпохи Ренессанса. С 1938 года МАИ начинает подготовку архитекторов широкого профиля, что привело к прекращению работы факультетов промышленного строительства и градостроительства. В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, МАИ был эвакуирован в Ташкент. С 1942 года МАИ возобновляет работу в Москве, на Архитектурном факультете Московского инженерно-строительного института. Студенты и преподаватели, не ушедшие на фронт и не уехавшие в эвакуацию, участвовали в работе студенческого научного сообщества, занимаясь обмерами архитектурных памятников, разрушенных во время немецкой оккупации. С 1943 года преподаватели и студенты приступают к работе по созданию Генеральных планов восстановления и реконструкции 15 советских городов, разрушенных войной. В 1945 году в МАИ создана кафедра русской архитектуры. По окончании войны навыки в практическом проектировании оказались просто бесценными в деле восстановления городов, разрушенных войной. Темы дипломных проектов отражали главные задачи восстановления и строительства: реконструкция городской среды, восстановление и строительство жилых домов, проектирование высотных зданий. Над Генеральными планами и проектами застройки центров восстанавливаемых городов работали лучшие советские архитекторы, возглавившие архитектурные мастерские: К. Алабян (Сталинград), Н. Баранов (Ленинград, Псков), А. Буров (Ялта), А. Власов (Киев), Б. Иофан (Новороссийск), В. Гельфрейх (Орел), Г. Гольц (Смоленск), Н. Колли (Калинин), И. Николаев (Великие Луки), Г. Бархин и Л. Поляков (Севастополь), Л. Руднев (Воронеж), М. Парусников (Брянск), В. Семенов (Ростов-на-Дону), И. Соболев (Краснодар), А. Щусев (Новгород). Невиданные по масштабу восстановительные работы были завершены менее чем за 10 лет. В 1946 году в стране развернулась кампания по борьбе с космополитизмом, усиливалось идеологическое давление. В МАИ создается кафедра советской архитектуры. Именно тогда окончательно сформировался стиль, именуемый «сталинским ампиром» за его помпезность и тяжеловесность. Архитектура становится частью наглядной агитации, пропагандирующей мощь государства и его идеологии. Середина 50-х годов ХХ века – время перемен: развенчание культа личности Сталина, хрущевская «оттепель». Советскому правительству предстоит решить грандиозную задачу обеспечения граждан отдельным жильем. Развивается метод промышленного домостроения. После опубликования Постановления «Об изменениях в архитектуре» приоритетным направлением обучения в Московском архитектурном институте становится инженерно – строительное, а не архитектурное образование. Квалификация инженера строителя способствует решению экономических, строительных и социальных проблем. Обучение осуществляется на основном отделении (I и II курсы), для старшекурсников предусмотрена специализация: ЖОС, ПРОМ, ГРАДО - строительство. Ориентация на массовость, промышленные масштабы и ускоренные темпы строительства приводят к тому, что художественный уровень студенческих проектов резко снижается, а архитектура как искусство фактически перестает существовать. Темпы массового жилищного строительства превращают города в унылое нагромождение типовых невыразительных и однообразных зданий. Это оборачивается кризисом, выход из которого может быть только один: изучение тенденций развития мировой архитектуры, освоение и применение новых графических приемов подачи проекта (аппликация, коллаж и т.д.). В 1958-59 годах, пожалуй, впервые, в основе дипломных проектов лежали теоретические социологические исследования. Была сформулирована концепция НЭР, «Новый элемент расселения». Концепция почти революционная, предлагавшая формировать разработку архитектурно-планировочного решения города исходя из реорганизации его транспортной и коммуникационных систем. Идея этой концепции, ставшей в последствии коллективной дипломной работой «Город в Сибири», принадлежала Алексею Гутнову (илл). Эту крнцепцию Гутнов разрабатывал впоследствии в течение 20 лет. Дальнейшие теоретические разработки получили признание не только на родине. В 1968 году созданный группой НЭР проект города будущего был представлен на международной выставке Триеналле в Милане, в 1970 году созданный группой НЭР экспонат-макет демонстрировался на всемирной выставке в Осаке.
В начале 60-х годов под руководством профессора И.С. Николаева МАИ становится центром архитектурного образования в СССР. Была улучшена материальная база института, при нем открылись курсы повышения квалификации. Обучение в МАИ проходило на факультете общей подготовки (ФОП), для I и II курса, потом на одном из специализированных факультетов - ЖОС, ПРОМ, ГРАДО. Студенты старших курсов проходили практику в проектных организациях. На последнем, шестом курсе, студенты готовили дипломный проект. С 1970 года Архитектурный институт стал именоваться МАРХИ, во избежание путаницы с аббревиатурой Московского авиационного института.
Обучение ведётся по специальностям: Архитектура жилых и общественных зданий Архитектура промышленных сооружений Градостроительство Реставрация и реконструкция зданий Архитектура сельских населённых мест Ландшафтная архитектура Теория и история архитектуры Основы теории градостроительства Дизайн архитектурной среды

Размещена 26.05.2014 | Просмотров: 921 | Источник: http://chytayka.at.ua

Читайте также:

Элитная Бытовая Техника – Стиральные И Посудомоечные Машины
Болты - крепежные изделия
Выставка - общее понятие и особенности
Решаем чем пользоваться - FreeBSD или ПО за деньги
Как противостоять герпесу?
Предприятия РФ. Сведения для бизнеса
Снижаем складские запасы
Малая гидроэнергетика сегодня это жизненная необходимость
Обустраиваем детскую комнату
Тестовые задания для самопроверки