Кризис – время работы над ошибками. 1. Маркетинг ≠ Реклама.
В период кризиса, когда клиентов становится меньше, а прибыль хочется получать по-прежнему, и все традиционные способы воздействия на работников компании и клиентов испробованы, начинается пора «работы над ошибками». Предлагаю в этом цикле статей рассмотреть основные ошибки вместе, чтобы уберечь компанию от ненужных издержек, и, заодно, найти способы повышения рентабельности. Одна из самых распространённых ошибок в бизнесе – отождествление маркетинга с рекламной деятельностью. Дело, конечно, не в названии, а в том, что эта ошибка ощутимо отражается на работе очень многих компании.
Давайте рассмотрим определения терминов «маркетинг» и «реклама». «Маркетинг — это организация процесса, обеспечивающего рентабельность через выявление, предвосхищение и удовлетворение интересов потребителя». «Реклама – это распространение информации о товарах и услугах с целью ускорения их продажи; установления контактов между покупателем и товаром, пропаганда товаров и информация о способах их покупки; средство, содействующее появлению у покупателя заинтересованности и желания купить данный товар». Из определений видно, что маркетинг охватывает работу всех отделов компании – это клиентоориентированное управление, направленное на увеличение рентабельности компании, а реклама является лишь одной из частей маркетинга. К сожалению, введение иностранного слова «маркетинг», заменившего родное «сбыт», не привело к наследованию функций сбыта маркетингом, зато породило новое направление деятельности в каждой уважающей себя компании – рекламу, гордо называемую маркетингом.
Но вернёмся к маркетингу или сбыту, и рассмотрим его специфику. Маркетинг изначально клиентоориентирован, это одно из условий рентабельности при рыночных отношениях. Он изучает потребности клиента, формирует требования к производимому товару или услуге с учётом этих потребностей, готовит и доводит до сведения клиента предложение (рекламная деятельность), стимулирует сбыт на основе данных о поведении покупателей и конкурентов на рынке. И ошибка многих компаний в том, что управление маркетингом либо не осуществляется вовсе (таких, правда, сейчас осталось мало – кризис учит считать), либо осуществляется не в полном объёме. Зачастую вычисляют рентабельность компании в целом, не разбивая на структурные единицы, либо довольствуются показателями фактических затрат, не учитывая потенциальные возможности, либо не имеют системы оценки эффективности каждого подразделения компании и т.д. Про оценку эффективности работы специалистов просто молчу. Бороться с мнением, что лучший способ мотивации продавца – это проценты от продаж и журнал учёта рабочего времени, может только кризис.
Но двигаемся дальше. Организация маркетинга на предприятии предполагает наличие внутреннего и внешнего маркетинга.
К внутреннему маркетингу относится: структура компании и организация работы с собственным персоналом и поставщиками, кредитно-финансовыми учреждениями, складами и другими лицами или организациями, обеспечивающими создание продукта компании и удовлетворение потребностей клиента. Без хорошо отлаженного внутреннего маркетинга, когда каждый сотрудник знает свои обязанности, обучён и замотивирован отлично их выполнять, понимает свою роль в развитии компании, ощущает свою значимость и ответственность перед другими членами команды, развитие компании будет проблематичным и зависеть исключительно от компетенции и организационных способностей лидера.
К внешнему маркетингу относится продвижение товаров и услуг компании, включающее формирование имиджа и управление отзывами, а также организация продаж клиентам. Реклама относится к внешнему маркетингу, который не сможет качественно функционировать при проблемах в организации внутреннего маркетинга. Как неоднократное мытьё и даже полировка капота машины, двигатель которой находится в ремонте, не заставит её двигаться, так и красивая реклама не даст роста продаж, если цены неконурентноспособны, продавцы не умеют продавать, а склад самовывоза находится в трёх часах езды от города (внутренний маркетинг не отлажен).
С развитием сети Интернет и торговые сети тоже стали перемещаться в он-лайн, упрощая процесс приобретения товара покупателем. Финансовая система быстро среагировала, и процесс покупки тоже перешёл в он-лайн. Продвижение определённых групп товаров и услуг (реклама) совместилось с продажами, и специалист по рекламе, называемый маркетологом, стал ещё и специалистом по продажам, называемым менеджером. Или менеджер стал маркетологом? Но они в большинстве компаний настолько далеки друг от друга, что и представить их естественное сотрудничество сложно. Но учиться придётся. Современная ситуация на рынке заставила руководителей отреагировать на просадку продаж: кто-то сделал упор на рекламу, кто-то - на сокращение ассортимента, более мудрые обратились к анализу… А кто-то вспомнил о «скрытых резервах» - внутреннем маркетинге - мощнейшем инструменте управления бизнесом, усилия на отладку которого возвращаются сторицей.
Вывод: Маркетинг = Управление рентабельностью. Если расходы на внешний маркетинг (в частности рекламу) компании в большинстве случаев контролируют, то внутренний маркетинг остаётся «слабым звеном» для очень многих компаний. Во многих компаниях он, если и присутствует, то не является единой системой, что сильно снижает эффективность работы компании в целом. В качестве «работы над ошибками» есть смысл с позиции клиентоориентированности проверить все этапы взаимодействия отделов между собой, проанализировать эффективность работы каждого отдела компании, и выстроить (или оптимизировать) маркетинговую структуру в компании под решение текущих конкретных задач, назначив ответственных исполнителей за разработку и внедрение новых «механизмов взаимодействия».
Вы можете сделать это самостоятельно или сэкономить время и средства, обратившись к профессионалам за помощью или консультацией. Консультация по организации или реорганизации маркетинга от компании «МАРКЕТЁР» включает следующие вопросы: 1. Отличия в понимании термина «маркетинг» у руководителей и дипломированных специалистов. 2. Практические функции, которые должен осуществлять маркетинг в компании. 3. Базовые принципы взаимодействия «маркетинга», «производства» и «продаж». 4. Функции отдела маркетинга и условия, необходимые для успешного управления бизнесом. 5. Оценка эффективности работы «маркетинга» и «продаж», стимулирование специалистов. 6. Разработка оптимальной структуры маркетинга в Вашей компании. 7. Распределение маркетинговых функций и «зон ответственности» внутри компании. 8. Способы и приёмы контроля эффективности.
Вам нужно заполнить заявку на сайте, и представитель компании свяжется с Вами в течение часа, чтобы договориться о времени проведения консультации, или позвонить по указанному номеру.
А об управлении персоналом – как о важной части внутреннего маркетинга мы поговорим в следующем материале.
Размещена 13.07.2015 | Просмотров: 860 | Источник: http://marketer.by
Читайте также:
Ссылочная популярность - основа поискового продвижения История пирсинга Как выбрать верхнюю одежду для мальчиков и девочек Помощь адвоката при ДТП Как противостоять герпесу? Новый тяжелый рядный двигатель ЯМЗ - доработка французского прототипа Элитная Бытовая Техника – Стиральные И Посудомоечные Машины Вкусный и полезный обед на работе Песчаные пляжи Крыма Капитальные вложения, их сущность, состав
|